Эльвира Тодуа: и коня на скаку, и в горящую избу
01.10.2023
Вратарь Эльвира Тодуа рассказала, каково это — писать историю с ЖФК ЦСКА с самого его начала и быть одной из самых известных футболисток
— Ты с самого первого дня основания в ЖФК ЦСКА. Расскажи, каково это — стать неотъемлемой частью истории женского отечественного футбола?
— Думаю, как и всем. Я не вижу в этом ничего необычного и глобального. Я обычный человек, который с первого дня играет в ЖФК ЦСКА. Пишу историю, как и многие со мной. Только рада тому, что моя давняя мечта исполнилась.
— Как менялся женский футбол с момента, как ты стала профессиональной футболисткой и до сегодняшнего дня?
— Кардинально изменился. Изменилось то, к чему мы все столько времени стремились предыдущими поколениями. Мы пытались добиться, что женский футбол — это в том числе и женский вид спорта, чтобы на него обратили внимание. Наконец-то, маленькими шагами это сдвинулось с мёртвой точки. Недавно присутствовала на Всероссийской Школьной футбольной лиге РФС — очень много маленьких девочек занимается футболом, это радует, потому что раньше это было невозможно. Таких турниров раньше при мне не было, а если и были, то не в таких масштабах и количествах, как сейчас.
Я начала заниматься в 1997 году и была одной из миллиона. На меня смотрели дико, мальчики не понимали, что со мной делать, как со мной играть, родители были против, почему девочка играет с мальчиками. Тренеру даже приходилось открывать правила, где не написано, что мальчикам обязательно играть вместе с мальчиками. Все эти стереотипы мы понемногу преодолели. Женский футбол в России на сегодняшний день громко заявил о себе: им стали заниматься, на него стали ходить и обращать внимание. Большая победа в том, что мы победили стереотип у мужской половины, которая отправляла нас варить борщи. Сейчас папа, у которого нет сына в семье, но есть девочка — он радуется, что может отдать дочь на футбол. Мол, не мальчика, так девочку отдам на футбол. Девушки в женском футболе красивые, успешные, у них рекламные контракты, и это не мешает им быть женственными, ухоженными, жить, как им нравится. В женском футболе это особенность – то, что мы не мальчики, у нас нет такой силы, мощи, но мы берём техничным футболом. Как говорят, женский футбол очень похож на мужской футбол 80-х — 90-х годов, когда было меньше скоростей и больше комбинаций.
— Твоя мама тоже вначале была против твоих занятий футболом?
— Меня закрывали дома. Я обманывала маму за пятнадцать минут до начала тренировки, что пойду за хлебом, приходила вся в мыле — мама ругалась, что я делала два часа. Я говорила, хлеб пока привезли, очередь большая. В один день она пришла в магазин, он пустой, а хлеба валом. Но папа с братом как-то раз подошли к маме и говорят: «Оль, ладно тебе, пусть ходит, если хочет. Всё равно же убегает». Думаю, я не исключение, таких примеров очень много. Я уже выиграла Чемпионат Европы, мне было уже за 20, была уже достаточно известной, вратарь сборной России. Мама тогда благодарила папу и брата, что не дали испортить ребёнку жизнь, карьеру и будущее. А я очень благодарна родителям за всё.
— Женский футбол развивается, в следующем году еще появится «Спартак». Что думаешь об увеличении команд в Суперлиге?
— В чемпионате даже когда-то было пять команд. В 2016 году Дмитрий Вадимович Саблин, будучи владельцем команды «Россиянка», для ликвидности чемпионата и чтобы мы могли играть в сборной, пошёл на колоссальные затраты и выставил дубль. Благодаря ему появился ЖФК ЦСКА, куда отдали меня и ещё одного игрока, чтобы спасти женский футбол в России.
— А что можешь сказать о ЖФК ЦСКА? То, как выглядел наш клуб семь лет назад и сейчас: что изменилось, что можно выделить?
— Клуб стал более амбициозным и именитым, стал выигрывать чемпионаты и кубки страны. В первые годы этого не было, единственное, нам удалось выиграть Кубок в 2017 году. Чемпионат нам не покорялся несколько лет. Внутри ничего глобального не произошло: мы растём как структура, как большой клуб с именем, стараемся во всех направлениях соответствовать. У нас увеличивается штаб, появилось медиа-направление, пресс-атташе, помощники, сотрудники многих направлений, свой сотрудник по безопасности. Растём в лучшую сторону. Мы уже не частный, но маленький, семейный клуб со своими устоями.
— В твоей карьере было несколько предложений от иностранных клубов, но ты все равно сделала выбор в пользу ЦСКА. Почему?
— Не очень люблю эту тему. Были предложения из ПСЖ и из «Лиона». Все остальные — мелкие из Швеции, Норвегии, Дании, Франции. Каждый год предлагали. Обиднее всего, что не сложилось с «Лионом»: на тот момент я была на контракте, и клуб меня не отпустил. Я могу понять клуб, ведь я была основным вратарём, и мы шли в зоне Лиги чемпионов. И я понимала, что необходима клубу. Как бы там ни было, ПСЖ и «Лион», плюс ещё «Вольфсбург» — это клубы уровня «Реала» и «Барселоны» в мужском футболе, сожалею только о них. Другие клубы я не рассматривала, не видела смысла ради практики играть в таком же клубе, как у нас в России. А здесь мои родные и близкие, родной язык.
— За свою карьеру у тебя было достаточно много вратарских травм, даже играла почти два года со сломанным пальцем. Что тебе помогало не сдаваться?
— Палец и сейчас не особенно дееспособный, я играю в лангетке с пластиковой вставкой. Любое попадание, и он может легко сломаться, но я стараюсь предотвращать от очередного перелома. Я не могу сказать, что я молодец, но всё -таки в какой-то момент жертвовала собой ради клуба. Я такой человек, считала, что это не такая травма, из-за которой стоит пропускать тренировки и игры, вот и всё. Замотала гипс, это никак мне не мешало работать.
— Хотелось бы узнать от тебя, как от опытного вратаря: серия пенальти – это везение или мастерство?
— Кому-то, может быть, и везёт. Здесь дело не в опыте. Способность к пенальти, я считаю, определяется в детстве, есть каста вратарей, у которой она есть, у кого-то полностью отсутствует. Я могу сказать за себя, в матче полуфинала Кубка России с «Локомотивом» была пятая послематчевая серия пенальти в моей карьере. И пятая послематчевая серия пенальти, которую я затащила. Мне не повезло, я именно затащила. Дай Бог, чтобы эта серия продолжалась. Это не только опыт или везение, это всё вместе. В умении достоять, заставить пробить туда, куда ты хочешь, повести себя бьющего так, как ты хочешь. Вратарь послематчевых пенальти должен выходить за эмоциональные рамки. Эмоции — это драйв. Многие говорят, что пенальти — это фарт. Так тебе нужно заставить этот фарт, чтобы он прилетел. Твои эмоции подавляют других. Сколько бы раз я это не проверяла, это работает.
— После матча ты отдала свои перчатки вратарю юниорской команды ЖФК ЦСКА. Как думаешь, сможет ли стать твоей достойной преемницей?
— Я только за! Чтобы стала в разы лучше, чем я. Это зависит только от неё. Перчатки — это лишь радость для ребёнка. Перчатки после затащенных пенальти для неё — это на удачу. Каждый раз, когда у меня появляется возможность, я стараюсь подарить.
— Впереди матч за кубок с «Зенитом». Какие мысли о предстоящей игре?
— Будет битва — будет пища, как говорится. У нас сейчас игра с «Локомотивом, думать о том, что будет через игру, рано. Думаю, что нужно готовиться постепенно. Ничего сверхъестественного в том, что это финал Кубка, я не вижу. Это такой же важный матч, как и любой матч чемпионата, просто этот матч решает исход какого-то первенства, ты что-то за него получаешь. Нам есть, что вернуть — должок после матча первого круга с «Зенитом». Девчонки это понимают и будут настраиваться.
— Не кажется ли тебе, что в женском футболе для ЦСКА принципиальным соперником стал уже не «Локомотив», а «Зенит»?
— Чтобы никого не обидеть [игроков «Локомотива» и «Зенита»], скажу так. Для команды ЦСКА мы сами себе соперники. Если мы будем всегда продолжать играть свой футбол, реализовать все свои моменты, у нас не будет никаких трудностей ни перед какими командами.
— Какие планы у тебя на ближайшие несколько лет?
— Я окончила колледж, после него поступила в университет. Планирую после поступить на второе высшее образование для переквалификации в другой уклон. Ещё учусь. Ничего конкретного не отвечу.
— Сейчас ты пример для многих маленьких девчонок, кто начинает свой путь в футболе. Какой дашь совет девчатам?
— Очень хотелось бы, чтобы девочки ждали и других футболисток в России, а не только такого опытного игрока, как меня. Понимаю, что для многих я большая часть истории. Хочется, чтобы девчонки ярче играли, чтобы молодёжь их узнавала, чтобы было, кем воодушевляться, хотеть быть на них похожими и даже лучше. Я была приятно удивлена, когда за моим автографом выстроилась такая очередь, я стараюсь посещать детские соревнования. Ведь когда ты общаешься с детьми, они тебя заряжают светом и добром, и ты как будто бы восполняешься этим. Как говорят, выжат как лимон – а они этим лимонным соком заново наполняют. Люблю девчонок, деток в целом, и считаю, что это одно из главных направлений, которые нужно развивать.
— И напоследок. Опиши Эльвиру Тодуа тремя словами.
— Сильная, независимая женщина. И коня на скаку, и в горящую избу. Если надо кого-то спасать — обязательно спасём, другого не дано.
Поделиться:
Твитнуть
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить