Франциска Ордега: «Я бы хотела вдохновлять девочек на то, чтобы они играли в футбол»
21.11.2023
©
rfs.ru
Франциска Ордега — нигерийская нападающая ЦСКА. До перехода в московскую команду выступала за клубы из Нигерии, США, Швеции, России, Испании, Китая и Австралии. В составе сборной участвовала в Чемпионате Мира 2023: команда вышла из группы, но уступила англичанкам в 1/8 финала по итогам серии пенальти.
— Я родилась и выросла в городе Гбоко, штате Бенуэ — он находится в четырех часах езды от столицы Нигерии. Для меня Гбоко — это дом и, прежде всего, потрясающие люди, которые по-настоящему горят тем, что они делают. Причем не важно, в какой сфере они работают: в медиа, в спорте, мы стараемся везде добиться успеха.
У нас небольшое сообщество, но мы очень близки и всегда поддерживаем друг друга. А еще в моем городе очень приятный климат, хорошо развито фермерство, поэтому мы питаемся свежими и действительно вкусными продуктами.
— Расскажите о своей семье: какая она? Много ли братьев и сестер? Близки ли вы с ними? Какое у вас самое запоминающееся воспоминание из детства, связанное с семьей?
— У меня дружная и большая семья: всего нас 11 братьев и сестер. Так получилось, потому что у моего отца три жены, моя мама — первая. Я — шестой ребенок в семье, и мы все довольно близко общаемся друг с другом.
Самое запоминающееся воспоминание детства — когда мы всей семьей пошли смотреть бой «дамбе». Это боевое искусство, популярное в Нигерии, где бить соперника можно только ногами и одной рукой, а вторую — использовать исключительно в качестве щита. Было очень захватывающе и эти эмоции останутся со мной на всю жизнь.
— Как вы попали в футбол? Близкие поддержали ваше решение заниматься этим видом спорта?
— Я начала играть в футбол в школе, мне нравилось бегать с мячом и забивать голы. Моя мама сначала была против, поскольку по нашим традициям женщина должна быть хозяйкой и рожать детей. А футбол не очень-то вписывался в эту концепцию: она переживала, что никто не захочет брать меня в жены.
Сейчас устои постепенно меняются — женщина в Нигерии может стать профессором, футболисткой — кем угодно. Но все равно в первую очередь она будет считаться чьей-то женой, несмотря на её профессиональные заслуги, потому что в нашем традиционном обществе многие до сих пор считают, что главная цель африканской женщины в жизни — найти мужа и родить детей.
Конечно, я тоже хочу выйти замуж — это было моим обещанием маме перед тем, как начать карьеру игрока, и я хочу его выполнить, хочу реализоваться в этом плане. Но я сделаю это не отрекаясь от своих феминистских принципов, потому что считаю, что у нового поколения девушек Нигерии должен быть выбор.
— Что вы слышали о России перед тем, как решили присоединиться к «Россиянке»? Насколько трудным был переезд и смена окружающей обстановки?
— Вообще ничего не знала о России, совершенно. Мне было всего 20 лет, я только закончила школу, хотелось путешествовать и играть в футбол, поэтому, когда поступило предложение присоединиться к «Россиянке», я не особо углублялась в вопрос, просто сказала «да».
А потом прилетела в Россию и первое, что меня поразило — холод. На тот момент я еще не встречалась с такой погодой, вышла из самолета в футболке и пиджаке, в аэропорту была надпись “Welcome to Russia!” — какой может быть «уэлком» с такой погодой?!
В юности у меня была травма голеностопа: должны были делать операцию, но я отказалась и решила лечиться без хирургического вмешательства. В итоге из-за холодов и моей неподготовленности у меня замедлилось восстановление. На первой тренировке я даже не смогла бегать, потому что дико болела нога, но самое грустное — в тот момент никто из врачей не знал английского, и я не могла объяснить, что меня беспокоит.
Меня накрыло сильное чувство одиночества — в те времена еще не было мессенджеров, я не могла постоянно созваниваться с близкими, по которым очень скучала. Все это влияло на меня физически и ментально, поэтому мне было необходимо разорвать контракт и вернуться домой.
— За свою карьеру вы поиграли в разных странах: Нигерии, Испании, Швеции, США, Китае и даже Австралии. Чем чемпионаты этих стран отличаются друг от друга? Где вам понравилось играть больше всего?
— Больше всего мне понравилось играть в США: топовая лига, высокая конкуренция, очень атлетичные игроки. Надо было выкладываться на все 100% каждый день, чтобы играть в старте. К тому же, это англоговорящая страна, поэтому мне было легче адаптироваться и найти друзей — я чувствовала себя как дома и наслаждалась каждым днем. Во времена своих выступлений в США я была тусовщицей — каждое воскресенье могла себе позволить зажигать на вечеринках, поскольку игры были по субботам и после них можно было немного отдохнуть.
В Швеции тоже было круто: хорошая лига, прекрасные поля, много легионеров из других стран. Мне кажется, что на тот момент Швеция была одной из сильнейших в футболе.
В чемпионате Испании я играла в 2017 году: в то время он был не таким развитым, как сейчас. Поэтому, когда мне предложили продлить контракт, я отказалась, поскольку в США на тот момент было лучше.
В Австралии я играла мало и больше времени проводила на пляжах: тренировки были всего три раза в неделю, в оставшееся время я купалась, ела вкусную еду и наслаждалась теплым климатом.
В Китае было очень красиво, люди хорошо ко мне относились и я очень хорошо изучила их культуру, а они, в свою очередь, многое узнали от меня об Африке.
В каждой стране было по-своему хорошо и я очень рада, что мне выпал шанс играть в разных чемпионатах, но интереснее всего было, конечно, в США.
— Почему вы решили вновь вернуться в Россию и продолжить карьеру именно в ЦСКА?
— Не могу сказать, что была какая-то глобальная причина, скорее, все решила настойчивость менеджмента ЦСКА. Предложение поступило, когда я выступала за испанский «Леванте»: меня долгое время не хотели продавать, но ЦСКА удалось убедить руководство моего предыдущего клуба и в итоге сейчас я здесь, в Москве.
— Как вам кажется, российский женский футбол стал лучше и конкурентоспособнее с тех пор, как вы покинули «Россиянку»?
— Как мне кажется, тогда в российском чемпионате была только одна сильная команда — «Россиянка». Они играли в Лиге Чемпионов, приглашали легионеров, выигрывали чемпионат. Не могу сказать детальнее по поводу игры, поскольку я провела в команде всего месяц и затем уехала, но Габи (Габриэль Онгене — Прим. ред.) все время говорит, что лига развивается.
Сейчас я могу сказать, что в чемпионате нет какого-то одного вечного лидера, всегда присутствует борьба и никто из команд не готов просто так отдавать очки.
— На каком языке разговариваете с одноклубницами и тренерским штабом? С кем из команды общаетесь больше всего?
— Разговариваем на английском, хорошо, что много игроков им владеют: Невена, Габи, Юля, Эльвира тоже старается. За время, проведенное в России, я немного выучила русский, поэтому в целом у нас нет проблем с взаимопониманием. Больше всего в команде я общаюсь с Габи, она мой лучший друг. Мы много времени проводим вместе, но так как Габи домоседка, мы обычно ходим друг к другу в гости, а не в какие-то людные места.
— В этом сезоне ЦСКА делает заявку на «золотой дубль»: на данный момент всего три поражения в 30 матчах во всех турнирах, яркая победа в финале Winline Кубка России и первое место по итогам основного этапа чемпионата. Как вы думаете, что команде лучше всего удается в этом сезоне?
— Выделю три вещи: упорная работа, стабильность и голод.
Мы очень хотим победить в Суперлиге: в прошлом сезоне было много травм, в позапрошлом нам тоже не удалось взять золото чемпионата. Да, мы побеждаем в Winline Кубке России второй год подряд, но радость от победы в Суперлиге не сравнится ни с чем.
Все в команде к этому стремятся, все голодны до побед, в конце концов, именно для этого меня и покупали — чтобы выиграть чемпионат. Мне очень нравится менталитет ЦСКА: даже если мы побеждаем по ходу матча с разгромным счетом — мы все равно продолжаем играть с горящими глазами и стремимся к большему.
— Третий подряд для ЦСКА матч за Winline Суперкубок России — третье подряд поражение, причем на домашней для армейцев «ВЭБ Арене» по серии пенальти. Как вам кажется, почему ЦСКА не удалось обыграть «Зенит» и взять Суперкубок в этом году?
— У меня остался неприятный осадок от этой игры. Не знаю, что случилось в тот день, но первую половину встречи мы играли не в свой футбол — подстраивались под соперника и играли так, как было удобно «Зениту». У них очень хорошая команда, поэтому после такого слабого начала в нашем исполнении нам было сложно вернуться в игру, но мы все же смогли сравнять счет в матче. К сожалению, не повезло по пенальти, но это рулетка и такое может случиться с каждым.
В конечном итоге, мне кажется, что то поражение пошло нам на пользу: возможно, в случае победы мы бы расслабились и это могло повлиять на нашу игру в негативном ключе. А так — команда добилась победы в Кубке и сейчас мы продолжаем бороться за чемпионство.
Думаю, что в следующем году Суперкубок все-таки будет наш, теперь уже точно нельзя проигрывать. Мне все равно, против кого мы будем играть — в любом случае сделаем все возможное для победы.
— В Winline Кубке России ситуация иная: в этом сезоне ЦСКА второй год подряд обыграл «Зенит» и третий раз в истории забрал трофей. Матч закончился со счетом 1:4 — крупнейшая победа ЦСКА за всю историю противостояния команд. Как вы считаете, что стало ключевым фактором в этой победе?
— Мы сражались за то, чтобы защитить титул. Нам было что терять. Я бы сравнила это с ребенком: когда он у тебя есть, тебе хочется держать его поближе к себе. Поэтому мы были спокойны и решительны: нам просто надо было защитить свое.
С полной уверенностью могу сказать, что психологически нам помогла победа в последнем туре предварительного этапа Суперлиги над «Зенитом»: мы были сфокусированы и настроены на победу, а сопернику, думаю, было тяжелее в эмоциональном плане играть в решающей игре против тех, кому проиграли не так давно.
Мне кажется, что этот матч был лучшим за весь сезон: мы играли в свою игру, когда было нужно — терпели, но не выключались из борьбы и реализовали свои моменты.
— В финале на «Ростех Арене» вы забили восхитительный гол левой ногой: ваши сокомандницы после матча назвали его самым красивым и неожиданным голом матча. Как часто такие получается забивать такие мячи на тренировках?
— Я обычно не забиваю такие мячи левой ногой на тренировках: правой — да, но левой такие удары получаются редко, хотя последнее время я часто её тренировала. Не знаю, почему в тот момент мне захотелось пробить именно так, но я рада, что удар получился плотным и точным.
— Давайте немного поговорим про Чемпионат мира в Австралии и Новой Зеландии. Понравился ли вам уровень проведения турнира? Было ли у вас ощущение большого футбольного праздника? Чем вам запомнился этот турнир?
— Мне очень понравился этот Чемпионат мира, больше, чем все предыдущие, в которых я принимала участие. Это было действительно большое футбольное событие, ФИФА организовала все на высшем уровне: проживание, стадионы, выплаты, трансферы.
Но больше всего мне запомнилась спортивная сторона: если раньше всегда побеждали фавориты, то здесь было много сюрпризов. Никто не думал, что сборная Ямайки дойдет до 1/8, что Колумбия выйдет в четвертьфинал, никто не предполагал, что США проиграют по пенальти Швеции.
Все думали, что наша сборная не выйдет из группы, поскольку мы играли против Канады, Ирландии и Австралии: даже Максим (Зиновьев, главный тренер ЖФК ЦСКА — Прим. ред.) думал, что я скоро вернусь в Москву.
— На выход сборной Нигерии из группы мало кто ставил, но вы оставили за бортом Канаду — действующих олимпийских чемпионок, а также Ирландию — дерзких дебютанток этого ЧМ. Какие были эмоции у команды, когда вам удалось выйти из группы?
— Я не согласна с формулировкой! Нам не «удалось» — мы просто взяли и вышли, потому что все в команде понимали, что нам по силам это сделать. Мы не были шокированы этим результатом, поэтому просто радовались тому, что смогли показать свой футбол и продолжить свое выступление на Чемпионате мира.
— Вы вышли из группы с 5-ю очками: одна победа над Австралией и две ничьи. В первом же раунде плей-офф вы попали на действующих чемпионок Европы — англичанок, которые в итоге заняли второе место в турнире. Как вы настраивались на эту игру?
— Все считали, что Англия — неоспоримый фаворит в этой встрече, мы были тихими «андердогами». Если бы для нас все сложилось немного лучше — мы бы победили, потому что, как по мне, сборная Англии переоценена и вокруг неё на этом ЧМ было слишком много хайпа.
Мы были готовы к этой игре: постепенно добивались наших лучших кондиций, обретали уверенность в себе. Все в команде очень хотели победить, но немного не хватило. Несмотря на это поражение, мы очень гордимся собой, поскольку этот Чемпионат мира был важен для Африки не только с точки зрения спорта, но и с точки зрения отношения к женщинам.
— Основное время матча закончилось со счетом 0:0, у вашей сборной было несколько опасных моментов, но команде не удалось реализовать преимущество после удаления Лорен Джеймс. Как вам кажется, почему не удалось дожать соперниц и победить?
— Все решила серия пенальти, а как я уже говорила, пенальти — это лотерея. Изначально я была третьей в очереди, но решила уступить свое место молодым игрокам: как одному из «ветеранов» команды, мне хотелось посмотреть, как могут справиться с давлением молодые футболистки.
Это как с детьми — ты отдаешь им самое лучшее и веришь в то, что у них все получится. В любом случае, я горжусь командой и благодарна каждой за полную самоотдачу.
— По окончании своего пути на ЧМ футболистки сборной Нигерии вместе с FIFPRO выступили с заявлением о невыплате положенных премиальных со стороны Футбольной федерации Нигерии. Насколько большими были задолженности организации перед игроками?
— Долги были действительно большими. Мы решили выступить с заявлением потому что уверены, что достойны всех этих выплат — мы профессиональные спортсменки, выкладываемся на поле и выступаем за нашу страну. Так почему страна не может нам заплатить за труд?
Мы сделали это заявление не столько ради себя, сколько для будущих поколений футболисток: хочется, чтобы к женщинам и женскому футболу было более серьезное отношение со стороны чиновников.
— Как вы думаете, почему федерация уходила от выплат? Удалось ли сборной этим заявлением повлиять на ситуацию?
— Нам говорили, что у нас слишком много проблем в стране и правительство не может выделить столько денег для федерации футбола. Не знаю, насколько это правда. Этим заявлением мы добились внимания к сборной, нам кое-что выплатили, но пока не все. Посмотрим, чем закончится эта история.
— Вы — многократная чемпионка Африки (2010, 2014, 2016, 2018), обладательница Кубка Нигерии (2018), чемпионка Испании в составе «Атлетико Мадрид» (2018), двукратная победительница Кубка России (2022, 2023). Какие титулы вам хотелось бы добавить в свой послужной список?
— В первую очередь, конечно, Суперлигу. Суперкубок тоже, но чемпионат все-таки важнее. Я разговаривала с девочками (футболистками ЦСКА — Прим. ред.) — все хотят выиграть. И мы будем бороться до конца, чтобы в этом сезоне добиться победы. А Суперкубок оставим на следующий год.
— Как вы справляетесь с психологической нагрузкой на футбольном поле и за его пределами?
— Это нормально, если ты иногда устаешь, думаешь: «Ну все, с меня хватит на сегодня». В такие моменты я вспоминаю о том, как начинала свой путь и сколько уже удалось пройти — это помогает сфокусироваться на цели и продолжать развитие.
— Вы уже больше 10 лет играете за рубежом — все еще сталкиваетесь с тоской по дому? Если да, то как боретесь с этим чувством?
— Иногда бывает, особенно тяжело, когда за окном очень холодно — ведь дома тепло, хорошо, вкусная свежая еда. Я так хотела бы ездить туда на два дня в неделю, чтобы погреться и покушать. Я же жила там 20 лет, а в разъездах всего 10, такие вещи нельзя сравнивать!
В моменты тоски я звоню домой и часами разговариваю с родными — это помогает мне почувствовать, будто они рядом.
— Кем видите себя через 10 лет после завершения карьеры?
— Не знаю, всякое может случиться. Кто знает, возможно, я стану женой президента Нигерии?
Правда, без понятия, что будет дальше. Я живу одним днем: просыпаюсь утром и стараюсь прожить эти сутки с максимальной пользой. Надеюсь, что через 10 лет у меня будет семья, свой дом и двое детей: мальчик и девочка, либо две девочки.
— Если ваши дети захотят стать профессиональными футболистами, как вы на это отреагируете?
— Я поддержу их решение. Мне нравится футбол, благодаря этому спорту я много путешествую, знакомлюсь с другими культурами и людьми. Если бы я работала в офисе, не думаю, что у меня была бы такая возможность. К тому же, футбол дает мне возможность помогать другим людям: у меня есть свой благотворительный фонд, деньги от которого идут нуждающимся людям.
— О чем вы мечтаете?
— Я мечтаю о том, чтобы вдохновлять и помогать как можно большему количеству людей. Если у меня это получится — я буду очень рада. В моем детстве не было человека, на которого мне хотелось бы равняться, поэтому я бы хотела стать для кого-то примером, вдохновлять девочек на то, чтобы они играли в футбол.
Я прошла долгий путь: сначала многие смеялись надо мной и моей мамой, пытались сделать так, чтобы я бросила футбол, но теперь — я первая женщина из нашего города, которая попала в национальную сборную и которая выступала на Чемпионате мира.
Я хочу быть примером для своих детей, показывая им, что все возможно и надо лишь слушать свое сердце.
Поделиться:
Твитнуть
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить